Крестьянское фермерское пчелохозяйство

"Саргаев А.А." КФХ

Россия
Республика Башкортостан
Миякинский район
с. Садовый

  ул. Лесная, 19

  medbashkir.ru
  медбашкир.рф

 

Царский мед

Ученый-пчеловод В.Н. Власов всю свою жизнь посвятил пчеловодству, изучал медоносную базу республики, опыт передовых пчеловодов, приемы пчеловождения, написал ряд книг. В книге "Башкортостан - медовый край" можно прочитать: "Еще во времена вхождения Башкирии в состав России (ХVI в.) медовые батманы сотового эликсира с липового цвета, через Казань – как ясак – шли в Москву на застолье бояр...".

Что вызывает удивление при детальном изучении разностороннего исторического материала, так это - количество мёда и пушнины, определенных в качестве уплаты ясака (налога). Даже в устных преданиях башкир племени Мин подтверждается исключительно малое количество мёда, поставляемого в Москву. Хотя, в устных преданиях можно было, при желании, во много раз увеличить количество ясака. 

В конце 16 века будет закреплено письменно: сколько куницы и другой пушнины, сколько батманов мёда полагается поставлять "даругам" - сборщикам налогов. Из пушнины очень ценилась башкирская куница, добывались шкурки лисицы и бобра. В то время очень много степного мёда использовалось в медоварении - виноделия не было.

Липовый мед использовался в медоварении, но большая его часть шла на стол в качестве лакомства. По долине реки Дёмы раскинулись кочевья племени Мин. Их устные предания старины далекой, шежере, повествуют: "Ясак, который мы платили милостивому Великому Белому царю, сто семьдесят одна куница, восемнадцать батман мёда". Налог в башкирских селениях брался не с души, а с дома. Как исчислялись налоги, более подробно, будет отражено после основного материала.

Если говорить о медовом ясаке, он составлял 18 батман от племени Мин. Племя Мин было довольно многочисленно. Этимология слова "Минг" с тюркского - "тысяча". Большой казанский батман имел вес мёда - 4,095 кг. 18 батман умножаем на 4,095 кг мёда. Получается около 74 кг меда. От племени Юрматы в два раза меньше - около 37 кг. Всего чуть больше 100 кг на два племени!

Такой вес мёда, понятно, не налог. Если перефразировать Уральских (Яицких) казаков - "Царский кус". Под таким названием известен стародавний, долго существовавший обычай уральских казаков отправлять к Высочайшему двору главные произведения страны — икру и рыбу. Это была своеобразная благодарность государям за пожалование Яицкому войску одноименной реки. Не известно, сколько рыбы и икры доставлялось в 16 веке. Понятно, значительно меньше, чем в 18 в. 

Данные башкирских родословных-шежере свидетельствуют, что натуральная подать была чисто символической. Башкирское племя Мин выплачивало сто семьдесят одну куницу, а юрматынцы со своих трехсот домов давали всего сотню куньих шкур. И это притом, что пушнина вплоть до 18 века служила эквивалентом стоимости товара, обращалась наравне с деньгами и шла на экспорт. Конечно, куний мех считался не столь ценным, как соболий, но из всех куниц на Руси ценилась именно башкирская.

Почему непрестанно воевавший Иван Грозный, нуждавшийся в постоянном финансировании своих походов, испытывавший потребность в поставках свинца, меди и железа (месторождения Урала еще не были разработаны) для вооружения русских ратей пищалями и артиллерией, сделал башкирским племенам такое послабление?

Историки сделали вывод, что грозный царь нуждался не столько в пушном товаре, сколько в башкирских саблях, которые, прикрыв его восточные границы надежным щитом, отрезали бы ногаям и сибирцам дорогу на Казань. 

Башкиры просили Белого царя для удобства доставки ясака построить укрепленное поселение (будущую крепость и город - Уфа) в центре своих земель. Такие просьбы стали высказываться ими сразу после вхождения Башкирии в состав Российского государства.

Крупный российский, петербургский ученый, доктор исторических наук, профессор Руслан Григорьевич Скрынников автор значительного числа исследований, монографий в области отечественной истории XVI—XVII веков (времена Иоанна Грозного, Бориса Годунова, "Смутного времени") пишет, что после гибели Ермака в Сибирь посылались несколько раз отряды стрельцов.

Хану Кучуму удавалось держать удар от воевод Сукина, князя Лобанова-Ростовского, князя Горчакова, Мансурова и других. Вот тогда и стали очевидны послабления башкирским племенам, опытным воинам, которые мастерски владели саблей и стрельбой из лука.

До узурпатора Кучума, правителем Сибирского ханства был хан Касым. Тайбугинский мурза Сибири Едигер был сыном хана Касыма. После смерти отца вместе с братом Бекбулатом он стал править ханством. В январе 1555 года Едигер послал послов Тягрула и Панчяды к Ивану IV из Сибири с просьбой «прибрать Сибирь к рукам», обещая исправно платить дань царю. Царь принял "под свою руку Сибирь".  В сентябре 1557 года Едигер послал в Москву шертную грамоту (шерть - присяга) с заверениями в верности царю, а вместе с ней 1109 собольих шкурок.

Тем временем войска Кучума, ставленника Бухары, вторглись в ханство, дань царю поступать перестала. В 1563 году Кучум полностью захватил власть в ханстве, Едигер и его брат Бекбулат были убиты. С гибелью хана Едигера закончилось правление тайбугинской династии в Сибирском ханстве. 

Настоящее освоение Сибири произошло не во времена Ивана Грозного, а при правлении Бориса Годунова, который стал царем в 1598 году.

Р.Г. Скрынников пишет: "Воевода князь Андрей Елецкий получил приказ пройти по Иртышу до устья реки Тары и выстроить там крепость. Царская рать насчитывала более полутора тысяч ратных людей. Среди них было 550 сибирских татар и 400 башкир и татар из Уфы, Казани и Свияжска." Решающее сражение произошло в 1598 году. При Кучуме было 500 воинов, тогда как у воеводы  лишь 400. Кучум потерпел в этом сражении сокрушительное поражение. В плен попали 5 младших сыновей Кучума, 8 цариц из его гарема, 5 высших сановников и 50 отборных воинов. 

Хан Кучум бежал. В бою погибли брат и двое внуков Кучума, 6 князей, 15 мурз и "аталыков", 150 человек ханской гвардии. Около 150 воинов погибли при отступлении. Пленение царевича Асманака подорвало окончательно моральный дух Кучума. От него стали уходить мурзы и воины. Только сын Канай поддерживал отца до последней минуты, но Кучум пожалел его и отослал в Бухару из Барабинских степей. Ногайцы и покровители из Бухары ушли последними... Здесь видны элементы дипломатии: силой можно выиграть несколько сражений, важно договариваться и убедить народы, что они на примере башкир и татар смогут жить как прежде.

Теперь вспомним о медовом ясаке и минимальном обложении шкурками куницы воинского народа - башкир. Здесь прослеживаются интересные аналогии с другими вольными воинами - яицкими казаками, кторые вместе с атаманами Черкасом Александровым, Матюшкой Мещеряком, Богданом Барбошей, Ивановым, Ильиным и другими осваивали в сражениях огромную территорию Сибири.

Если говорить о медовом ясаке, он составлял 18 батман от племени Мин. Племя Мин было довольно многочисленно. Этимология слова "Минг" с тюркского - "тысяча". Большой казанский батман имел вес мёда - 4,095 кг. 18 батман умножаем на 4,095 кг мёда. Получается около 74 кг меда. От племени Юрматы в два раза меньше - около 37 кг. Всего чуть больше 100 кг на два племени!

Такой вес мёда, понятно, не налог. Если перефразировать Уральских (Яицких) казаков - "Царский кус". Под таким названием известен стародавний, долго существовавший обычай уральских казаков отправлять к Высочайшему двору главные произведения страны — икру и рыбу. Это была своеобразная благодарность государям за пожалование Яицкому войску одноименной реки. Не известно, сколько рыбы и икры доставлялось в 16 веке. Понятно, значительно меньше, чем в 18 в.

В 1753 г. яицкое войско обязывалось доставлять каждый год в дворцовую канцелярию до 800 осетров и белуг и известное количество свежей и просольной икры. В прежнее время, кроме икры и рыбы, войску яицкому предписывалось доставлять диких кабанов, для добычи которых посылались команды охотников в устье р. Яика (Урала). 

Белуга - крупнейшая между всеми рыбами, встречающимися в пресных водах. В Каспийском море, перед устьем Урала 3 мая 1926 г. была поймана самка весом более 1 т и длиной 4,24 м, в которой было 190 кг икры. Были описаны ранее еще большие размеры выловленных особей белуги. А.С. Пушкин описал обычай багренья у яицких казаков в произведении "История Пугачева". (Читать онлайн: http://www.as-pushkin.ru/index.php?cnt=37&part=9&page=3 ).

Такое явление - "Царский кус", старинный обычай яицких казаков-староверов, сильно затронул А.С. Пушкина, самозабвенно слушавшего мастера слова В.И. Даля. В сентябре 1833 года Даль пять дней сопровождал Пушкина в путешествии по сбору материалов по Уральским станицам, где еще помнили времена Пугачева. Очерк В.И. Даля "Уральский казак", где живописно и мастерски описан сам ритуал "багренья", Вы можете прочитать на: http://az.lib.ru/d/dalx_w_i/text_0130.shtml     

Боллее подробно: расчет ясака у башкирских племен. Налог собирался со двора. Один двор - три мужчины, которые могут воевать (дети, женщины, старики). Одна куница с трех домов. Денежный эквивалент назван в шежере определенно: от 10 до 55 к. (копеек). Приблизительно по 18 к. с дома. Если говорить о медовом ясаке, он составлял 18 батман. В середине 17 в. за большой казанский батман меда (составляющий 4,095 кг) просили 40 алтын, что равнялось 6 московским или 3 новгородским деньгам.

После реформы Елены Глинской в 1534 г. деньга новгородская, "новгородка", копейная деньга, копейка - 1/100 р. Деньга московская, "московка", "сабляница", просто деньга - 1/200 р. В течении 16-17 вв. за 1/100 р. закрепилось название "копейка"; за 1/200 р. - "деньга". Таким образом, стоимость одного батмана меда приблизительно равнялась 120 к. (40 алтын на 3 к.= 120 к.).

Племя Мин было довольно многочисленно. Этимология слова "Минг" с тюркского - "тысяча". Урдас-бий с тысячью колчанов воинов в 14 веке. Юрматынцы (племя юрматы) платили 5500 к. Минцы - 11565 к. В 18 веке численность минцев - 15000 человек. Исходя из данных с 1631 - 1632 г. башкиры обязаны были ежегодно платить ясак в 1508 р. 86,5 к. Эта сумма собиралась с 6188 ответственных плательщиков - глав семейств. На отдельного плательщика приходилось 25 к. в год.

Сибирь не поставляла меда. В богатом краю его не добывали по причине того, что пчёл в дуплах почти не было. Бортничеством никто не занимался - было не выгодно. Вы спросите - почему? В Сибири богатая медоносная база, но ареал распространения дуба на восток ограничивается хребтами срединного Урала. У пчел много врагов: медведь, куница, дятел (желна), шершни и т.д. Только в нерукотворных дуплах кряжистых дубов пчелиные семьи могли выживать в дикой природе.

Те пчеловоды и бортевики, которые занимаются пчеловодством в горно лесной части Башкирии, смотрят на медведя не как на "добродушного Потапыча", а как на неприятеля. Медведь хитер и коварен. У него отсутствует мимика, он кажется спокойным и медлительным до поры и, вдруг быстрыми скачками он настигает жертву. На этикетках заказывать "доброго косолапого" могут те пчеловоды, которые видели медведя только в зоопарке.

Собранный ясак, куда входил и мед в липовых батманах, направлялся в Казань. Часть меда распродавалась (средства шли на содержание государственного аппарата на местах), а другая часть доставлялась в Москву. Долгое время липовый мёд, собранный на Западных склонах Южного Урала в Москве будут называть "казанским" по причине того, что Казань была ключевым местом по сбору налогов. Ну, а пчеловодство в Сибири будет развиваться, после завоза туда пчел из Башкирии полковником Аршеневским, уже в колодах. Это произойдет во времена Екатерины II, после подавления восстания Пугачева.