Башкирский Мёд в Санкт-Петербурге
Интернет-Пасека
"Башкирская Пчёлка"
Пчеловод Александр Саргаев
В корзине 0  шт.  на сумму  0 руб.
С.-Петербург: +7 (906) 262-07-16
Башкирский Мёд
От Производителя в СПб
Натуральный Мёд
"Башкирская Пчёлка"

Староверы-поморцы

Главная :: Статьи


"При славе смирен буди, а при печали мудр"

Основатель пчеловодческой династии, Алексей Павлович Саргаев, познакомился с пчёлами в юном возрасте на колодной пасеке своего деда, Михаила Ивановича. На домашней пасеке, кроме колод, было несколько рамочных ульев. Семья Михаила Ивановича Саргаева, старовера поморского согласия, прибыла по Самаро-Златоустовской железной дороге в Уфимскую губернию на станцию Раевка в 1895 году. К северу от Раевки, вокруг Давлеканово, было много немецких поселений. Немецкие колонисты стали массово переселяться с Украины на уфимские черноземы после постройки в 1888 году Самаро-Златоустовского участка железной дороги. Цены на землю в этой округе Уфимской губернии заметно выросли. Пришлось временно взять в аренду участок земли у Назаровского Леса и поселиться на хуторе Назаровском. В 20 км от станции Раевка на восток находится и сейчас Назаровский лес. Лес ограничен населенными пунктами: Абдрашитово, Крымский, Нигматуллино, Николаевка. Хутора исчезнут после 1917 года...

К югу от Давлеканово по направлению на Киргиз-Мияки и Стерлибашево находились отличные черноземы и продавались по умеренным ценам. Лев Николаевич Толстой намеревался купить земли в Уфимской губернии под Стерлибашем. Вот в этот привольный край и направилась из Назаровского хутора, где родился мой дед Павел, семья прадеда, Михаила Ивановича Саргаева.

Письмо Л.Н. Толстого от 20 июля 1871 г.:  «...Въ Стерлебашѣ, за 320 верстъ отсюда, гдѣ прелестная земля съ лѣсомъ, степями и видами продается по 3 р[убля] и гдѣ все населено Башкирами, куда меня очень подмывало ѣхать, я не поѣду, боясь, что это разстроитъ леченье...»  Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений. Том 83.

На пути к Ново-Алексеевке, где были куплены земли Михаилом Ивановичем Саргаевым, разбросаны по сырту Кипчак-Аскарово, Красный Клин, Зеленый Клин, Новоконстантиновка, Тавричанка, Зайпекуль, Софиевка, Днепровка...

Многих поселений уже нет: Блюменталь (осталось урочище на карте), Ливенка, Славенка, Макаровка...

Староверы поморского согласия, последователи Выгорецкой обители, покинули Самарскую губернию после очередных гонений. Ранее, во времена сильнейших "николаевских гонений" 1853 г., Саргаевы оставили Нижегородскую губернию и переселились к Сызрани.

На Волге было несколько "Хлебных столиц": Нижний Новгород, Казань, Сызрань... Тяготение староверов-поморцев к хлебным краям не случайно. Данилов монастырь, преемник особо почитаемого староверами Соловецкого монастыря, был заложен в 1694 г. севернее Онежского озера на реке Выг. Самые хлебородные земли Русского Севера были расположены по рекам Выгу и Онеге возле Каргополя, заселенного староверами "Выгорецкого общежительства" чуть позже. Рожь была спасительным злаком в Заонежье. Но всё увеличивающемуся населению этих мест уже не хватало хлебных припасов и для выживания требовалось наладить перевалку зерна из Поволжья. Наши предки, выходцы из Русского Севера, купили пахотную землю в Нижегородской губернии на "Нагорной половине", по правому берегу реки Волги.

Жизнь староверов Нижегородских земель, их быт, промыслы и др. подробно описал в своих произведениях Павел Иванович Мельников-Печерский в своих талантливых произведениях "В лесах", "На горах". В произведении "В лесах" описывается жизнь староверов поповского согласия: "Верховое Заволжье – край привольный. Там народ досужий, бойкий, смышленый и ловкий. Таково Заволжье сверху от Рыбинска вниз до устья Керженца...". В тамошних скитах жили в основном староверы не поморского (Даниловского) согласия. Исключение, возможно, составлял один из скитов на реке Керженец - "Карельский".

Наши предки принадлежали к беспоповскому согласию староверов-поморцев. В произведении "На горах" описывается жизнь староверов беспоповского согласия: "От устья Оки до Саратова и дальше вниз правая сторона Волги «Горами» зовется. Начинаются горы еще над Окой, выше Мурома, тянутся до Нижнего, а потом вниз по Волге. И чем дальше, тем выше они...".

Значительно позже, после прибытия в Уфимскую губернию из Поволжья, наш прадед купил землю близ реки Мияки и поселился с семьей в деревне Ново-Алексеевке, в 14 верстах от села Киргиз-Мияки. Речка Мияки, в народе ее называют ласково - Миякинка, имеет протяженность всего 25 км. В то время на ее берегах действовало много водяных мельниц. Старожилы помнят: ближайшие от поселка Садовый мельницы были устроены у деревни Миякитамак (возле устья реки Мияки) и у деревни Отруб-Балгазы. Эти мельницы действовали до пятидесятых годов прошлого века.

Колодная пасека, дом, усадьба и пахотная земля нашего деда, Павла Михайловича Саргаева, будут безвозвратно потеряны в 1937 году после преступных репрессий по отношению к крестьянам, не желающим вступать в колхозы. В тридцатые годы двадцатого века в Башкирии массово и успешно функционировали сельскохозяйственные артели и коммуны. Артель, в которой работали Саргаевы, состояла из одиннадцати дворов. В ней был один колесный трактор "Фордзон-Путиловец". Партийная ячейка отсутствовала по причине того, что добровольное вступление работников в артель строилось на принципах личных качеств вступающего в трудовое сообщество. Отбор был строгий. Пьяницам, лодырям, горлопанам места там не было.

Один из созданных колхозов в мае месяце устроил демонстрацию с флагами, транспорантами и трактором во главе колонны по направлению на районный центр с. Киргиз-Мияки. "Маёвка" закончилась конфузом: трактор увяз в грязи, переезжая брод. Демонстранты пришли к артельщикам, которые ремонтировали сельскохозяйственный инвентарь и готовились к посевной. Стали требовать, чтобы их трактор выдернули из трясины тросом. В артели трактор стоит под брезентом, уже готов к посевной. Артельщики отчитали нерадивых селян: "Сейчаc надо ремонтом заниматься и к севу готовиться, а вы такое непотребство устроили." Трактор, естественно, помогли выдернуть из хляби. Колхозники радостно благодарили за выручку. Через некоторое время пришла разнарядка из Москвы: сколько человек нужно добавочно "раскулачить" в БАССР. Артель уже была ликвидирована. Дед устроился в Миякинский совхоз рабочим. Но ГПУшные "опричники" усмотрели в истовой религиозности Саргаевых угрозу тоталитарному режиму. На дворе стоял зловещий 1937 год. Ростки кооперации были загублены на корню. До рокового 1941 года осталось рукой подать...

Сложеньем двуперстным
Поднялся мой крест,
Горя в Пустозерске,
Блистая окрест.

Я всюду прославлен,
Везде заклеймён,
Легендою давней
В сердцах утверждён.
"Аввакум в Пустозерске"
Варлам Шаламов

Репрессиям подверглись: наш прадед, Михаил Иванович Саргаев (родился в Самарской губернии в 1870 г.), и три его сына: Павел Михайлович (старший сын, наш дедушка, 1895 г.р.), Алексей Михайлович (средний сын, 1905 г.р.), Василий Михайлович (младший сын, 1913 г.р.). Прадедушка будет расстрелян 4 февраля 1938 года. Три его сына получат по 8 лет каждый и будут определены на спецпоселения в леспромхоз при Яман-Елгинской узкоколейной железной дороге в Нуримановском районе Башкирской АССР. В 1956-1960 годах все Саргаевы будут реабилитированы. www.lists.memo.ru/d29/f268.htm

Нуримановский и Караидельский районы на Уфимском плато - это "Башкирская Швейцария". Среди этой красоты еще остались, доживая свой век, бараки спецпоселений в Сарве и во многих уже нежилых селениях. Богатая природа этих малодоступных лесных мест способствовала расселению диких роев пчёл. Распространенные нерукотворные пчелиные борти в лесозаготовительных пунктах спасли от голода десятки несвободных тружеников Яман-Елгинского леспромхоза. www.forum.nedoma.ru/topic32553-0.html

После возвращения деда, Павла Михайловича, из "лесов Нуримана" в Миякинский район к семье, ему необходимо было около года восстанавливать здоровье. Со временем, на средства старшего сына - Ивана Павловича Саргаева, будет построен дом для деда и бабушки. Иван Павлович - фронтовик, воевал на Синявинских высотах. Принимал участие в прорыве блокады Ленинграда. Награжден орденами и медалями. Иван Павлович проживал с семьей в Уфе (в Черниковке), где и работал начальником автоколонны в большом автотранспортном предприятии УПОГАТ-3. Довольно часто его автоколонну направляли на уборку урожая в Миякинский район. Являясь начальником, любил садиться за руль только что поступивших в автопредприятие из Чехословакии грузовых самосвалов "Татра".

В доме деда было много икон старого письма, литых из меди крестов и складней, старинных книг в кожаных переплетах с медными застежками, красивых лестовок, расшитых разноцветным бисером... В теплой половине дома находилась большая русская печь, в холодной половине - круглая печь-голландка, в сенях лари под зерно...

Бывая в гостях у деда, я интересовался жизнью староверов, их бытом и религиозными особенностями, промыслами и многим другим. На вопрос о фамилии - Саргаев, дедушка рассказывал, что фамилия происходит от слова "Сарга".

Дед сообщил, что фамилия произошла при покупке земли. Староверы Поморского берега никогда не были крепостными крестьянами. Свободных крестьян, во времена императора Николая I, при покупке земли обязывали выправлять паспорт. По названию местности "Сарга", где межевался земельный участок, писарь и записал в документе - "Саргаев". Нижегородская губерния, Сергачский уезд. У писателя Мельникова-Печерского в романе "На Горах" описывается жизненный уклад староверов тех мест.

Да, важное замечание - земля была куплена у местного знатного татарина, в округе много татарских сел в перемежку с русскими. Там проживали служилые касимовские (мещерские) татары. Татарские села: Уразовка, Малое Рыбушкино, Кадомка, Актуково, Ендовищи, Красный Яр, Медяна и многие другие.

Ниже привожу выдержки Нижегородских краеведов:

"В Нижегородской губернии поморское согласие (староверы-поморцы) насчитывало около 25 тысяч своих последователей, владевших более 60 храмами и моленными. Поморцы проживали как в нагорной части губернии, так и в заволжской, причем по степени консерватизма нагорные поморцы приближались к белокриницким, а заволжские находились значительно правее (консервативнее) беглопоповцев. Если в южной половине губернии (в нагорной части, в том числе) поморцы зарегистрировали более тридцати общин, то в северной — ни одной."

Краеведы Краснооктябрьского района: "Село Сарга стоит на берегу реки Пьяна и история его образования уходит своими корнями в далекое прошлое. По рассказам старожилов, на протяжении столетий село Сарга несколько раз меняло свое имя. Его первое название – Воскресенское. Село Сарга русское, с церковью, которая была построена в Екатерининские времена - в 1766 г.

Юг Нижегородской области в древности был заселен мордвой-эрьзя. На территории нынешней Мордовии есть село Сарга. Переводится "сарга", "сарка" с древнемордовского языка как "развилка реки", "развилка". В книге памяти "Мемориал" есть среди фамилии Саргаев - Саргаев Семен Алексеевич. Писарь НКВД указал национальность - мордвин. Есть в этом списке несколько представителей мордовского народа по фамилии Саргаев.

На территории России фамилию Саргаев имеют представители разных народов: русские, финно-угорские народы (мордва, вепсы, карелы и другие), тюркские народы, народы Сибири. Всё дело в корне слова — «сарг», «сар». У разных народов слово «сарг» имеет свое значение. Например: мордовское слово «сарг» переводится на русский язык как «развилка реки, развилка» (другое значение у «сар» — «болотистая, низинная местность»). У вепсов слово «сарг», «сар» в переводе на русский — «развилки рек» из-за множества островов; другое значение «сарга» — «полоска бересты, срезаемая с березы». У вепсов есть третье значение слова  «сарга» — «полоска земли вдоль реки (пашня), обрабатываемая одной семьей». У тюркских народов «сар» («сары) — «желтый». У народов Сибири (буряты, якуты) слово «сарга», «сэргэ» — «коновязь»...

"На правом берегу реки Пьяны - деревня Абрамово (в старину произносилось - "деревня Абрамова"), через которую проходил Московско-Симбирский почтовый тракт. В одной версте от Абрамово находится село Сарга, расположенное близ устья речки Сарга, правого притока реки Пьяны. Здесь расположен второй по возрасту храм болдинской округи – Успенская церковь, построенная в 1766 году."

В Екатерининские времена Московско-Симбирский почтовый тракт был главной сухопутной транспортной магистралью Российской империи. Село Сарга в одной версте от почтовой станции Абрамово, куда А.С. Пушкин заезжал за письмами сам, либо посылал нарочного за корреспонденцией.

Рядом с трактом были разбросаны татарские села тех мещерских татар, с родственниками которых в настоящее время соседствуем мы, Саргаевы, в Башкирии. В Миякинском районе рядом с селом Садовый, близ реки Дёмы, находятся села мещерских служилых татар: Миякитамак, Никифарово, Гайниямак, Менеузтамак и многие другие. Да и ранее, когда наш прадед по прибытии в Уфимскую губернию поселился в деревне Ново-Алексеевке, рядом, в пяти верстах, уже стояло старинное татарское село Анясево. Наши предки на протяжении веков жили очень дружно с братскими народами Поволжья. К слову сказать: мещерские и казанские татары являются коренными жителями Санкт-Петербурга с момента основания города на Неве.

Здоровое трудовое крестьянство в начале становления советской власти подверглось жесточайшему террору, сопоставимому с "полпотовщиной",  вследствие подмены понятий: "бедняк", "середняк", "кулак".
Статья на сайте https://public.wikireading.ru/132201