Крестьянское фермерское пчелохозяйство

"Саргаев А.А." КФХ

Россия
Республика Башкортостан
Миякинский район
с. Садовый

  ул. Лесная, 19

  medbashkir.ru
  медбашкир.рф

 

Цель сайта МёдБашкир

Главная :: Статьи

Цель создания сайта МЕДБАШКИР.РФ, во-первых: размежеваться с недобросовестными производителями и продавцами мёда, которые дискредитируют добропорядочных пчеловодов, во-вторых: своими словами рассказать о том, какие сорта мёда действительно собираются в Башкортостане и в какие сроки, об основных медоносах и о сопутствующих растениях, в-третьих: чем руководствоваться при выборе мёда и как отличить содержащего пасеку пчеловода от ряженого под пасечника мошенника.


Представьте, что вы решили посетить в Санкт-Петербурге осеннюю выставку-ярмарку «Агрорусь» в Ленэкспо, которая проводится в последнюю неделю августа. На этой ярмарке более 300 торговых точек только с продуктами пчеловодства. Аренда мест для торговли стоит не дешево. Например, за реализацию продукции с грузовой автомашины – 5000 руб. в день. В связи с этим все хотят не только заплатить за аренду, но и получить реальный доход. В таких жёстких условиях многим не до благодушия. Есть такие торговцы, которые пускаются во все тяжкие. Осень для пчеловода – пора очень напряженная. Пасека вывезена на кочевку к полям гречихи. Большой мед откачать – для этого требуется затратить много сил, затем нужно вернуться с кочевки, провести оздоровительные мероприятия на пасеке, а время поджимает – успеть бы на ярмарку. Все дела бросаются. Срочная погрузка, три дня в пути и вы в водовороте событий: очередь, регистрация, расстановка на местах и прочее. Первый день ярмарки. Вы в числе покупателей движетесь по многочисленным лабиринтам от палатки к палатке. Всмотритесь в лицо продавца. Если лицо свежее, отдохнувшее – то это, скорее всего, не изможденный пчеловод. Наиболее вероятно – это банальный перекупщик. В период осенних ярмарок торговцы городских медовых точек бросают свои ряды и перебираются в ряды фермеров и пчеловодов. Бумаги у них выправлены на первый взгляд. Каких только ухищрений не пришлось наблюдать на ярмарках с 1991 года. Вот бойко торгует «башкирским медом» смуглая женщина в национальном наряде, отдаленно напоминающем башкирский костюм. Спросил мнение у пчеловодов, чья палатка стояла по соседству с псевдо башкирской медовой точкой. Ответ, как и предполагал, был ожидаемым: «Это узбечка, которая наряжается под башкирку в своеобразный этнический костюм». Вот другая точка на ярмарке в Гатчине. На палатке баннеры «Башкирский мёд». Хозяин точки подобрал на роль пчеловода таджикского студента. Перечислю сорта мёда, выставленные на прилавке: липовый, гречишный, донниковый, каштановый, боярышниковый, кориандровый и еще несколько с экзотическими названиями. Если первые три меда действительно собираются в Башкирии, то остальные сорта не имеют никакого отношения к Предуралью и к горному Уралу. Каштановый мед собирают на Кавказе: в Адыгее и Краснодарском крае преимущественно.

Новые изыски маркетинга появляются как грибы после дождя: "мёд диких пчёл", освященный мёд, мёд дикая роза, мёд боярышник, мёд девясил, кедровый мёд и другие несуществующие сорта мёда.

Боярышниковый мед теоретически может существовать в природе. Но фактически - незначительно выделяемый нектар с этого медоноса может разве что придать некий привкус сложному букету медов из разнотравья. На своей памяти я не встречал боярышникового меда из Башкирии, хотя и приходилось собирать плоды с этого кустарника. Поселок Садовый, в котором находится усадьба хозяйства «Уралец», назван так по огромному совхозному саду с плантациями малины, с насаждениями разных сортов яблонь, вишни, облепихи и многого другого. За свою жизнь мне не пришлось отведать яблоневого меда, боярышникового меда, облепихового меда. Облепиха не выделяет нектар. А все садовые насаждения выделяют нектар умеренно при поддерживающем взятке. Этот весенний мед пчеловоды не откачивают, так как он идет на наращивание силы пчелиных семей. Чем больше пчел удастся вырастить в каждом улье, тем больше нектара они принесут в конце июня с донника. В июле обильно выделяет нектар липа мелколистная, природа богата разнотравьем. В августе много меда с гречихи собирается в юго-западной части Башкирии: в степных и лесостепных районах. В степных районах Предуралья поля разбиты на квадраты, по периметру которых много насаждений желтой акации. Но этот нектар собирается пчелами в смеси с нектаром других медоносов весной до главного взятка. Этот сборный мед не откачивается и идет, как уже говорилось выше, на наращивание силы пчелиных семей. Белой акации видеть в Башкирии мне не приходилось. Ранний весенний мед благотворно воздействует на здоровье неутомимых тружениц. Пасека преображается, мощный гул в погожий день радует пчеловодов – ожидаемый главный медосбор будет обильным, если только не подведут погодные условия. В 1993 году было холодное дождливое лето. В 2010 году стояла аномальная жара, которая напомнила жаркое лето 1975 года.


Расскажу о растениях, которые произрастают на территории Башкортостана. Ранее, до освоения территории Республики, степи занимали более трети земель. На сегодняшний день степные зоны сохранились на склонах гор в Зауралье, а также в предгорных районах Предуралья на Бугульминско-Белебеевской возвышенности и Северных отрогах Общего Сырта. В степях произрастают тимьян, оносма простейшая, горноколосник, гвоздика иглолистная, кермек Гмелина, полынь Лерха, колосняк Пабо. Значительную площадь на территории Башкирии занимают луга, использующиеся под пастбища и сенокосы. На них распространены подорожник, лапчатка гусиная, одуванчик, клевер ползучий и др. На горных лугах растут в основном горцы змеиный и альпийский, кровохлебка лекарственная, нивяник, ежа сборная, овсяница луговая, манжетка, полевица гигантская, щучка, ситник Жерарда, полевица побегообразующая, бодяк бесстебельный. А теперь несколько слов об особо почитаемом растении настоящих и древних башкир. Это – курай. Курай – народное название некоторых крупных зонтичных растений среди башкир и татар, относящихся в основном к родам Дудник (Angelika), Борщевик (Heracleum) и Реброплодник уральский. Из высушенных и затвердевших стеблей зонтичных растений изготавливают продольные флейты, известные в Башкирии и Татарстане, как курай. В Петербурге мне приходилось слышать от торговцев медом про некий «аккураевый» мёд. Когда я спрашивал о дягилевом мёде – то, пройдохи, ничтоже сумняшись, отвечали, что такого меда у них нет. Да откуда им знать бойким, да малограмотным, что это - одно и тоже растение. Из растений, называемых «курай», можно выделить Дягиль лекарственный – традиционное средство народной медицины, улучшающее пищеварение, тонизирующее и укрепляющее при нервном истощении. О курае, духовом музыкальном инструменте, башкиры говорят: «Как себя помним, так и курай помним». О древности курая говорит, например, такой факт: башкирская народная песня «Звенящие журавли», исполняемая только на курае, имеет более чем 1000-летнюю историю. На Алтае, в Туве и Бурятии этот инструмент называют шоор или сур. Имеет 4-5 игровых отверстия на лицевой стороне и 1 на тыльной. Длина 45-100 см. Диапазон в объёме сексты достигает 2-2,5 октав. Трепетное отношение к кураю вызывает только уважение к народу, который не оторвался от своих корней. В России еще помнят о жалейке, русском духовом язычковом инструменте. А вот о древнерусском духовом музыкальном инструменте под названием колюка – вряд ли. Для изготовления колюки используют высохшие стебли зонтичных растений (борщевик, пастушья дудка).


Вкратце о заповедниках Башкирии. В Петербурге на ярмарке в Невском районе осенью 2011 года моё внимание привлекла палатка с баннером: «Мёд из Башкирии. «Юсуповский заповедник». Мёдом торговала нанятая пожилая женщина. Попробовал акациевый мёд. Да, хороший мёд с белой акации из южных регионов. В Башкирии такой мёд никогда не собирался. «Липовый» мёд, как и предполагал, оказался мёдом не липовым, а неплохим мёдом с белой акации в смеси с чернокленом, вероятнее всего. Были ещё с десяток разных сортов, которые я не стал дегустировать. На вопрос о том - где находится «Юсуповский» заповедник, мне был дан короткий ответ, что заповедник затерялся где-то среди гор, лучше спросить о нём у хозяина точки. Я посоветовал продавцу не вводить петербуржцев в неловкое положение: Юсуповский сад с одноимённым дворцом находятся не на Урале, а в Петербурге на Садовой улице. Организаторы ярмарки никак не реагировали на явный обман. От такого попустительства страдают покупатели - петербуржцы и добропорядочные башкирские пасечники.


В Башкортостане есть три заповедника: Башкирский Государственный природный заповедник - особо охраняемая природная территория федерального значения (официальный сайт www.bashzapovednik.ru ), Южно-Уральский Государственный природный заповедник (Образован 1 июня 1979 года с целью сохранения уникальных природных комплексов Южного Урала, горно-таёжных елово-пихтовых лесов, высокогорных растительных сообществ и болот (официальный сайт www.south-ural-reserve.ru) , заповедник «Шульган-Таш» (Капова пещера, охрана башкирских пчел на сайте www.shulgan-tash.ru ). В Республике есть 28 заказников (охотничьих, лекарственных растений, ландшафтных).
На территории Башкортостана находится национальный парк Башкирия (Южный Урал, акватория Нугушского водохранилища, карстовые формы рельефа, широколиственные леса, охраняется башкирская бортевая пчела). Официальный сайт www.npbashkiria.ru


Башкирский государственный заповедник расположен в Бурзянском районе Республики Башкортостан, на отрогах Южного Урала. Он был утвержден в 1930 году, после чего закрывался. С 1958 года стал вновь функционировать. Башкирский государственный заповедник с 1986 года состоял из трех участков: Урал-Тау, Южного Крака и Прибельского. Прибельский участок в 1986 году преобразован в самостоятельный заповедник «Шульган-Таш». С Башкирским государственным заповедником и с Южным Уралом меня связывают названия реки Саргая (Большая Саргая и Малая Саргая) и села Саргая, где находится администрация заповедника. В Ишимбайском районе у подножия Уральских гор, чуть в стороне от старинного Белорецкого тракта, находится деревня Саргаево. В её окрестностях расположена, так называемая в народе, Липовая гора. В геологии есть термин Саргаевская свита (слои), названный по башкирской деревне. Есть ещё другие речки с названиями Саргай, где сосредоточены большие массивы липы мелколистной: в Иглинском и в Архангельском районах. Это всего лишь случайные, приятные для нас, совпадения башкирских гидронимов и фамилии Саргаев. 


Мне и моему брату, Сергею Саргаеву, посчастливилось обучаться в Башкирской опытной станции пчеловодства у Евгения Михайловича Петрова и у Василия Николаевича Власова в 1992-1993гг. Из их рук 19 сентября 1993 году мы получили свидетельства о присвоении квалификации пчеловод-фермер. На тот период Евгений Михайлович был директором опытной станции и совмещал административную работу с научной деятельностью. Именно ему было поручено возродить исконный промысел башкирского народа – бортевое пчеловодство, оставшееся лишь в горнолесной зоне на Южном Урале. Это единственное место, где среднерусские лесные пчелы сохранились в чистоте и жили в дуплах деревьев. Первым, кто обратил внимание на сохранение башкирской бортевой пчелы, был выдающийся деятель пчеловодческой науки России профессор Григорий Александрович Кожевников (1866 – 1933). В своих работах Г. А. Кожевников писал, что башкирская пчела «с точки зрения генетики, представляет величайшую драгоценность».

Профессор Кожевников длительное время возглавлял образцовую Измайловскую пасеку в Москве. Именно он озвучил, что Золотая медаль, присужденная на Всемирной ярмарке в Париже (1900г.) обязана башкирскому липовому мёду, который был специально доставлен из Уфимской губернии для Российской делегации сначала в Москву, а затем в Париж. В 1929 году Академия наук СССР с целью изучения пчел, населяющих горные районы Башкирии, организовала экспедицию, руководил которой профессор МГУ Г. А. Кожевников. (В 1900 году на ярмарке в Париже, являясь ещё доцентом, он принимал деятельное участие, представляя Российскую пчеловодческую науку). Эта экспедиция, отправившаяся на Южный Урал, положила начало изучению башкирской пчелы. Дело в том, что природно-климатические условия Башкирии еще со времен бортевого и колодного пчеловодства выделили местных пчел как особую башкирскую популяцию среднерусской породы. В защиту бортевого пчеловодства выступали видные ученые: Г. А. Аветисян, Н. М. Глушков, С. А. Розов, Ф. А. Тюнин, В. С. Коптев. В 1958 году Е. М. Петров вместе со старшим научным сотрудником Чиглинцевым оправились в Бурзянский район БАССР для организации заповедника бортевых пчел. Под руководством Евгения Михайловича коллектив станции приступил к работе по сохранению и восстановлению семей пчел Бурзянской популяции. Одновременно на обширной горнолесной территории, примыкающей к заповеднику, где местное население еще держало пчел в бортях и колодах, он начал пропаганду рамочного пчеловодства. В этот период научные сотрудники станции изучали хозяйственно-полезные признаки и условия обитания бурзянских пчел. Свой большой опыт и знания, накопленные в процессе многолетней работы, Евгений Михайлович обобщил в известной монографии «Башкирская бортевая пчела», которую по достоинству оценила пчеловодная общественность страны. В нашей семейной библиотеке есть две научные работы (монографии) Е. М. Петрова. Хотел бы заметить, что утверждение о том, что в Бурзянском районе сконцентрированы самые большие массивы липы мелколистной – не совсем верно. В соседних районах, Ишимбайском и Мелеузовском, липняки занимают большие площади. Утверждение пчеловодов, что наш мёд на 100% монофлорный липовый – тоже излишне преувеличено. В монографии Е. М. Петрова вы получите точное заключение о настоящих башкирских медах.